Leica
Оптика Summarit-M в действии
Фотограф Райнер Бюльтер рассказывает о своем опыте работы с новыми объективами

Новая линейка Summarit – последнее слово в конструировании объективов Leica современной формации. Кто может лучше профессионала проверить новый продукт в деле? Известный фотограф Райнер Бюльтер использует в своей работе цифровую 35-мм и среднеформатную аппаратуру, но по-настоящему он предан только одной камере – Leica M7. В интервью, которое мы взяли у фотографа, Райнер Бюльтер делится своим мнением о новых объективах Leica.

М-р Бюльтер, вы уже много лет в фотобизнесе. Какой аппаратурой вы сейчас пользуетесь?

Сам я люблю пленку, но моя работа предполагает прежде всего удовлетворение потребностей клиента. Заказчики выбирают тип носителя, и переубеждать их или критиковать их выбор – не мое дело. Поэтому подавляющее число моих работ снято на «цифру». Исходя из этого, я, как и любой коммерческий фотограф, использую несколько цифровых зеркальных камер наряду с цифровой среднеформатной аппаратурой. Но при этом я счастливый обладатель камеры Leica M7. Аналоговая фотография – мой спасательный круг в море «цифры», моя маленькая idée fixe.

 

И что вы снимаете дальномерной камерой?

Я увлекаюсь черно-белой стрит-фотографией, а для этого удобен 35-мм f/1.4 Summilux-M вкупе с гиперфокальной фокусировкой. Другими словами, я заранее устанавливаю объектив на гиперфокальное расстояние, что позволяет мне при съемке полностью сконцентрироваться на «решающем моменте». В дальномерной фотографии это стандартный прием. Камера Leica M7 благодаря своей неприметности дает мне возможность создавать образы, недоступные для зеркальной камеры. С дальномерной Leica можно фотографировать человека, подойдя к нему практически вплотную и не подавляя его при этом – никакой другой камере такое не под силу.

Можете вы себе представить камеру М8 в качестве своего рабочего инструмента?

У меня уже была возможность протестировать ее. Я сделал с помощью М8 несколько фотографий в инфракрасном диапазоне, и цвета на снимках меня просто поразили. Но до сих пор я не рассматривал М8 в роли рабочей камеры из-за ее высокой цены. Качество получаемых изображений, конечно, бесподобно, но покупка такой камеры потребовала бы значительных инвестиций.

Итак, у вас была возможность вдоволь поснимать новыми объективами Summarit. Каковы ваши общие впечатления?

Меня попросили снимать на пленку, так как это единственный способ, позволяющий фиксировать характеристики кружка рассеяния – особенно при точном определении степени виньетирования объектива (затемнения изображения по краям кадра). Кроме того, мне предложили проверить объективы в деле в условиях студии. На мой взгляд, студийная съемка – не совсем то, для чего предназначены дальномерные камеры. С другой стороны, Leica предельно ясно указывает основное предназначение М-камер: портретная съемка и фотографирование людей. Г-н Кох сам фотограф, и он чувствует себя намного комфортнее за камерой, нежели перед ней. К счастью, дальномерные камеры Leica умеют быть удивительно незаметными и «тактичными» при съемке, и это обстоятельство очень помогло мне в работе. Объективы Summarit идеально подошли для тех задач, которые я ставил перед собой. На мой взгляд, новые объективы благодаря их небольшим размерам и компактной конструкции прекрасно сочетаются с неброским дизайном камеры.

Что вы можете сказать об объективах по результатам съемки?

Как я и ожидал, светосилы объективов Summarit хватает для того, чтобы обеспечить на полностью открытой диафрагме довольно малую глубину резкости, идеально подходящую для творческих экспериментов с плоскостью фокусировки. Снимки, сделанные широкоугольным объективом, оказались полностью свободными от виньетирования. Для меня очень важно, что объективы Summarit обеспечивают превосходную фокусировку, четкость и контрастность изображений на полностью открытой диафрагме. Быть может, это несущественно, но, на мой взгляд, по качеству изображений итоговые снимки получились чрезвычайно близкими к среднему формату. Я действительно впечатлен результатом. Весьма вероятно, что для выполнения поставленных передо мной задач и не требовалось «среднеформатное» качество; тем не менее знать, как далеко ты можешь продвинуться в этом направлении, очень важно. И объективы, и камера произвели на меня неизгладимое впечатление, обеспечив отличный результат и в студии, и при натурных съемках. Всегда хорошо, когда есть резервы качества. Фотографии можно легко распечатать на журнальный разворот. Есть и другие аспекты, которые хочется отметить. Возьмем, к примеру, видоискатель: понятно, что не каждому он придется по вкусу. Однако для меня такой видоискатель оказался бесценным. Глядя в него, я мог отслеживать ситуацию за пределами кадра – а это существенная помощь в выборе правильной композиции. А как плавно движется кольцо фокусировки объектива! Полностью механический привод фокусировки дает ощущение контроля над процессом наведения на резкость, обеспечивая практически мгновенную обратную связь. В этом отношении другие камеры с ручной фокусировкой не могут сравниться с дальномерными Leica. Также меня поразили крупноплановые снимки, особенно портреты, снятые объективами Summarit с фокусными расстояниями 75 и 90 мм. Бриллиантовое качество! Следующий шаг – тестирование новых объективов с камерой М8.

С какой целью?

Дело в том, что новая линейка объективов Summarit позволила мне по-новому взглянуть на экономическую целесообразность приобретения продуктов М-системы Leica в целом. На первый взгляд такое заявление противоречит тому, что я говорил ранее, однако никакого противоречия здесь нет. Появление новых объективов дает возможность получать превосходные результаты при весьма конкурентоспособной цене. В этом случае речь идет уже не о недоступной роскоши, а просто о профессиональном оборудовании. Теперь, когда я выяснил возможности объективов Summarit при портретной съемке, я намерен гораздо шире задействовать в своей работе продукты компании Leica. С ними я могу выстраивать с объектами съемки отношения нового типа. Я был по-настоящему удивлен этим открытием. Уверен, что обязательно буду использовать при работе с «цифрой» всю линейку объективов Summarit, за исключением 35-мм объектива: просто мы с моим Summilux уже стали единым целым. А в моих личных проектах почетное место будет по-прежнему занимать пленочная М7.

И еще несколько слов о широкоугольных объективах: хотя 35-мм Summarit не такой светосильный, как Summilux, но в этой нише он по праву отвоевал для себя законное место. Если бы у меня не было объектива Summilux, то мне бы пришлось выбирать между объективом с превосходными оптическими характеристиками и объективом с …превосходными оптическими характеристиками. Другими словами – между Bugatti и Porsche. В конце концов последнее слово осталось бы, вероятно, за моим бумажником.