Leica
Михаил Сидлин
Лекции по истории российской фотографии

Фотомонтаж и агитпроп: Эль Лисицкий и Густав Клуцис

Движение дада в Швейцарии и Германии. Визуальный фольклор и происхождение коллажа. Политическое искусство Джона Хартфилда. Супрематизм: новое понимание фигуры и плоскости. Наложение и коллажирование. Кино: теория монтажа. Журналы "Вещь" и "ЛЕФ". Документальная природа фотографического изображения и агитационные задачи. "СССР на стройке" как лучший монтажный журнал тридцатых. Советский фотомонтаж - революционное средство политической пропаганды. Миф вождя и миф массы. Книжный дизайн: от авангардного проекта к подарочному альбому. Театрализация пространства при помощи фотографии: от советской сцены к международной выставке. Инсталляция до инсталляции.

Дата: 8 апреля

 

Конструктивизм: Александр Родченко

Будущее - наша цель: поиск формы, которая адекватна будущему. С "Лейкой" и блокнотом: новая техника, новые идеи, новый взгляд. Ракурс: точка зрения в современном городе. Фрагментация, кадрировка, крупный план – приемы авангарда. Продолговатая и вертикальная композиция. Снимок на журнальной полосе и взаимная композиция фотографий. Серийность и репортажность как новые способы зрительного мышления. Репортажи Родченко. Визуальная архитектоника социалистического города.

Дата: 15 апреля

 

Пролетарский реализм: От Макса Альперта до Ивана Шагина

"Образная публицистика" революции: Николай Ленин и Анатолий Луначарский. Факт и инсценировка: "организация момента съемки" как норма пролетарского реализма. Фотоочерк и каноны советского репортажа. Восторг и критика: советский пафос и американский социальный реализм. Эпоха великого перелома: "ФЭД" и массовое движение фотокоров. Разгром "левого" и "правого" уклонов в фотографии. Оформление "социалистического реализма". "Фабрика снимков": централизованный выпуск фотографической информации.

Дата: 22 апреля

 

Мифология социализма: Борис Игнатович и Аркадий Шайхет

Индустриальный миф: американское влияние и советское оформление. Символическое значение машины. Рай "светлого будущего" и тьма "проклятого прошлого": религия прогресса. Советские выставки - каталогизаторы тем. Главные темы советской съемки в тридцатых: электрификация, индустриализация, колхозный строй. Механистический оптимизм и культ конвейера. Пафос преобразования природы и социалистическое соревнование. Вождь народов и коллективное тело. Создание нового человека. Ударники и вредители: доска почета и стена позора. Производственный портрет и изображения вождей. "Фотографическое зрение" в живописи социалистического реализма. Снимок как новая икона.

Дата: 29 апреля